И как это я ничего до сих пор не знал об этом?.. вообще не знал!..) Аригатоо Декалог XXI
Го – это не просто игра, а своего рода состязание исторических и цивилизационных стратегий, поле, на котором можно доказать, что твоя концепция успешней остальных. Есть достоверные свидетельства, что стратегия Северного Вьетнама в войне против американцев разрабатывалась в соответствии с мышлением игроков Го. Говорят, что вьетнамцами использовался стиль «Множество бегущих ручейков», который предусматривает «обтекание препятствий»: локальные схватки могут быть проиграны ради того, чтобы одержать тотальную победу.
читать дальшеПоследняя игра, в которой побеждает человек
В мире осталась одна единственная стратегическая игра, в которой компьютер неоспоримо уступает человеку. Она была придумана в древнем Китае несколько тысяч лет назад и называется «Вейци». У нас она известна под японским названием «Го». Шахматное противостояние homo sapiens и машины закончилось тем, что лучший биологический ум проиграл электронному. Однако все попытки компьютера обставить человека на поприще Вейци заканчиваются постыдным поражением.
Программы, играющие в Го, могут состязаться на равных только с новичками-любителями и представителями первого дана. Приз фонда «The Ing Challenge» – 40 миллионов тайваньских долларов (около миллиона евро) за программу, способную победить чемпиона среди тайваньских любителей остаётся невыплаченным с прошлого века.
Дело в том, что математическим просчетом комбинаций в искусстве Вейци решается немногое. Да и сам расчет этих комбинаций весьма не прост даже для компьютера. В игре слишком много интуитивного, творческого, понятного лишь человеку. Недаром японцы называют Го «зеркалом души»! Если кому-то сравнение с зеркалом покажется преувеличением, то сказать, что Вейци это краткий чертеж личности, можно не сомневаясь.
Большая часть европейцев поначалу увлекается Вейци, благодаря ее неистребимому восточному антуражу, наслаждаясь такими банальными вещами как шелест камней, передвигаемых по гобану, ароматом чая, и богатыми эстетическими впечатлениями. Го является гармоничной частью чайной церемонии. Лишь потом приходит постижение философских глубин этого искусства общения и мысленного противоборства.
Достаточно вспомнить такой шедевр азиатского кинематографа как фильм «Герой», где боевой поединок между противниками на время перетекает в противостояние камней на гобане. В сочетании со звенящими каплями дождя и рвущимися струнами это выглядит красиво и тонко. Возможно, в этом фильме схвачена суть того очарования, которое производит Вейци даже на непосвещенного человека.
Тренировка для стратегов
Го – это не только борьба абстрактных камней на доске и сражение за поверхность этой доски (побеждает захвативший большую площадь). Го – это противоборство человеческих индивидуальностей, битва характеров, моделей мышления, высшая форма конфронтации разумных существ. Это противостояние красиво, потому что оно предельно антропологично, – сказал бы философ. Эта игра открывает красоту человека, как мыслящего существа, – сказал бы биолог. И оба оказались бы правы.
Легенды приписывают изобретение Вейци князю Ву, автору китайской иероглифической письменности. В Европу и Россию эта стратегическая модель мировоззрения пришла под японским именем «Го», и неуклонно завоевывает себе статус игры третьего тысячелетия. По своему интеллектуальному богатству Вэйци ничуть не слабее шахмат, а по эмоционально -философской содержательности значительно ярче последних.
Также, как и шахматы Вейци носит статус элитарной игры. Владеть искусством Вэйци в Азии – признак особой одаренности и хорошего тона. Если шахматы – это сражение, то Вэйци – это война, гласит старая китайская поговорка.
Для Азиатско-Тихоокеанского региона Вэйци – это больше чем игра, это тысячелетняя культура взаимоотношений и образа мысли, которой повально увлечены КНР, Япония, две Кореи, Тайвань. В Поднебесной Вейци наряду с игрой на лютне, каллиграфией и живописью считалась одной из «четырёх добродетелей». В Японии «Го» стала обязательным искусством самурая.
Эта игра столь глубока, что азиатские руководители используют её как парадигму для принятия решений в своей работе, генералы строят свои военные планы на основе стратегии этой игры, политики придерживаются принципов Вэйци во взаимоотношениях с другими странами.
Не менее важно Вейци для воротил азиатского бизнеса. В Японии, Корее и Китае Го преподается деятелям финансовой сферы как отдельная дисциплина. Компания LG оплачивает своим ведущим сотрудникам регулярные занятия по Вейци – подобно тому, как в советском государстве поощрялись шахматные турниры для следователей и судебных деятелей. Билл Гейтс и Стэн Ши, руководители корпорации Microsoft и Acer объясняют успехи своего бизнеса использованием стратегического мышления Го в планировании деятельности компании.
Индикатор исторического лидерства
«Выходишь из игры, как из путешествия в иной мир, с пустым мозгом и автономным вестибулярным аппаратом», – так звучит один из комментариев об игре Го на одном из форумов. А вот что думает об игре Алексей Кожунков, мастер шестого дана, руководитель клуба «Сэнтэ» (крупнейшего молодежного объединения «интелектуальных самураев» в России):
Для Тихоокеанско-Азиатского региона Вейци является своеобразным индикатором лидерства. Несмотря на то, что эта игра является древнекитайским изобретением, настоящий взрыв Го-движения случился в Японии. Поднебесная долгое время отставала от страны Восходящего солнца и у японских мастеров не было равных на мировом олимпе. Но однажды Китаю удалось переломить ситуацию.
С этим даже связан один любопытный факт, уже ставший исторической, и, если угодно, геополитической легендой. Это знаменитая «битва» китайского мастера Ви Вей Пин, которому в случае победы над Японией была обещана встреча с великим вождем всех времен и народов – Мао. Ради встречи со «светилом» Ви Вей Пин в первые в истории одного за другим обыграл всю элиту японского Го.
После битвы произошел беспрецедентный случай. Все проигравшие подошли к победителю и сказали: учитель, не могли бы Вы показать нам наши ошибки? Для японцев, с их самурайским кодексом, это был поступок исторического масштаба. С этого момента наступила эра китайского лидерства Вейци.
Некоторые шансы завоевать вершину остаются у мощнейшей школы корейских мастеров, где это искусство называется Падук. Однако профессионалы предсказывают гегемонию Китая, ведь сегодня 14-летние китайские таланты обыгрывают японских мэтров.
Для Азиатско-Тихоокеанской платформы Вэйци – это не просто игра, а своего рода битва исторических и цивилизационных стратегий, поле, на котором можно доказать, что твоя концепция успешней остальных. В КНР действуют два института Го, непрестанно разрабатываются компьютерные Го-программы. Несколько центральных телеканалов транслируют занятия по Вейци. Идентичная политика ведется в Корее, на Тайване и в Японии.
Искусство Вэйци настолько богато, что позволяет говорить о наличии авторских стилей. Например стиль легендарного китайца Ви Вей Пина называется «Множество бегущих ручейков». Говорят, что он родился у мастера под впечатлением от великой китайской реки Хуанхэ. Сражаясь на фронтах революции, он повидал много уголков родной страны, и это отразилось на его игровой манере.
Как «мышление в стиле Го» помогло вьетнамцам победить Америку
К слову, стилем китайского мастера воспользовались вьетнамские генералы в войне с США. Есть достоверные свидетельства о том, что стратегия Северного Вьетнама против американцев разрабатывалась в соотношении с Го-мышлением. Говорят, что вьетнамцами использовался стиль «Множество бегущих ручейков», который предусматривает «обтекание препятствий»: локальные схватки могут быть проиграны ради того, чтобы одержать тотальную победу.
Возможно, вьетнамские события вызвали первый всплеск интереса к Го в СССР (1976 год). Сложно сказать, была ли эта игровая стратегия принесена на Русь советскими специалистами, работавшими во Вьетнаме, или нашла иные пути. Но сегодня русских игроков можно назвать уверенными середняками в Азии и сильнейшими в Европе.
Сегодня и западный мир переживает колоссальную волну интереса к Вэйци. У Вэйци есть все шансы превратиться в общемировой ринг противостояния моделей и концепций мышления. Каждый игрок осознанно или неосознанно изображает на гобане ту модель мышления, которая соответствует его цивилизационному коду. Таким образом, Вейци подобно фотопленке, проявляет концептуальную суть представителей разных цивилизаций.
Артем Сериков
win.ru/topic/2432.phtml
Продолжение:
Древнейшая стратегическая игра Вэйци, находит все больше последователей в восточном и европейском мире. Знатоки шутят, что если разложить человеческий мозг на атомы и разместить эти атомы в одной плоскости, то получится гобан. Это – доска, на которой происходит мысленное противоборство. В свою очередь философы уже без шуток говорят, будто каждый камень, занимающий боевую позицию игрового поля, похож на «эйдос». Эйдос – это античный термин, обозначающий идею, слово, смысл и руководство к действию одновременно. Так что, если вы играете в Вэйци, то ваша мысль вполне материальна.
Наверное, этим и объясняется огромный интерес древних воинов к искусству мысленной войны. Больше тысячи лет назад искусство вэйци стало обязательным пунктом в кодексе самурая. В Японии эта игра получила название Го и стала восприниматься как виртуальный вид силовых единоборств. Тогда же родилась уникальная этика Го, превратившая эту игру в явление мирового масштаба.
Вот стихотворение японского поэта Кино Томонори, сложенное где-то около 900 года после возвращения автора в столицу со службы в отдаленной провинции:
Я вернулся домой.
Не с кем партию в Го разыграть.
Это место вдали,
Где рассыпалась в пыль рукоять топора…
Как теперь оно дорого мне!
Любители Го так же с удовольствием пересказывают другую легенду о знаменитом самурае Миямото Мусаси. Это человек, роль которого на Востоке можно сравнить разве только с фигурой Ильи Муромца. Мусаси побеждал всех и вся. Он стал основоположником школы Хёхо Нитэн Ити Рю или самурайского искусства боя на двух мечах ниторю ; прославился в шести войнах, и в середине своего боевого пути отказался от железного оружия. Мастерство Мусаси было настолько совершенным, что он продолжал поражать противников деревянным мечом.
Наконец, в возрасте пятидесяти лет этот воин утихомирился и занялся подведением итогов. Итоги оказались не менее значительными, чем подвиги. Была написана «Книга пяти колец», книга о тактике, стратегии и философии военного ремесла, которая до сих пор вызывает интерес в военных кругах. В книге многое имеет взаимосвязь с тем, что происходит на гобане.
Однажды Мусаси встретил на узкой горной тропинке знаменитого самурая Ягю Дзюбэя. Мечи длинные, тропа узкая. Ясно, что дальше пойдет кто-то один. Почувствовав равенство душевных сил, оба молча спустились в таверну, попросили гобан и сыграли партию вничью. После чего с огромным уважением друг к другу разошлись, чтобы никогда не встретиться. Современные исследователи объясняют ничью тем, что в древних правилах Го не было полуочкового преимущества. Сегодня такой исход невозможен.
«Эта игра создана для противостояния, говорит Алексей Кожунков, руководитель клуба Сэнтэ. Все камни равнозначны, у каждого игрока две руки, две ноги, одинаковое количество времени. Но на поле у каждого из камней своя судьба, уникальная смысловая география, и каждый камень в отдельности похож на самурая. Чтобы победить, нужно окружить, пленить как можно больше самураев-десантников. Таким образом, Го заставляет человеческий разум распылиться как можно дальше. Побеждает тот, чей разум сможет осилить больше пространства, расставить вокруг врага больше ловушек».
Грубо говоря, это похоже на то, как если бы два воина пытались мысленно поглотить друг друга. Побеждает воин, у кого мощнее чувство композиции. Не даром доска на которой происходит игра, является математической и символической моделью мира.
Она включает 8 сторон и полусторон света. На игровом поле насчитывается 361 пересечение, что в сумме с четырьмя углами дает число 365 – символ солнечного года. Край доски обозначает Землю, а центр – Небо. Наконец 9 звездных точек – китайский Северный ковш, определяющий судьбы людей. 360 – это символ числа цикличности Неба. Его деление образует четыре, что является символом четырёх времён. На каждый угол приходится по 90 дорог, что символизирует количество дней в сезонах. По внешнему краю располагается 72 дороги, что символизирует количество (пятидневных) периодов года. Всего насчитывается 360 камней, равное количество чёрных и белых. Камни символизируют инь и ян.
Математическая разметка гобана имеет прямую взаимосвязь с боевыми философскими символами: доска для Го содержит в себе изображение 9 дворцов, отмеченных линиями: Система обхода 9 дворцов используется в стиле Ушу «Багуа чжан». В Го задействованы те же самые механизмы, что и в философии восточных боевых искусств: гибкость, изменчивость, ориентация на максимальную эффективность усилий, при минимуме затраченных сил.
«Между Го и боевыми искусствами существует прямая и четкая взаимосвязь в самом главном: и то и другое основано на преодолении себя, – продолжает руководитель клуба „Сэнте“. На доске мы ничего не видим, кроме камней, которые занимают боевую позицию. Чем больше камней, тем сложнее ощутить сражение в целом. И тогда самурай принуждает себя видеть больше, чем он способен видеть, это серьезная духовная и интеллектуальная работа. Заставить свое сознание принять пространство большего объема, чтобы территориально поглотить противника. Пределов для мысленной воли нет, едь доска равна вселенной. Многих новичков шокирует, то что Го начинается с победы над собой, над собственным неумением собрать волю в одно целое, над отсутствием внутренней гармонии. К такому же открытию приходят почти все, кто занимается боевыми искусствами. Путь Го это такой же путь к победе над собственной человеческой немощью. Го учит решать сверхмасштабные задачи».
Одержать победу в Го невозможно, не жертвуя своими камнями и маневрами. Камни непрестанно отдаются в жертву. Если учесть, что Го нередко использовалась для моделирования реальных военных действий с реальными боевыми единицами, то между событиями на гобане и психологией воина прослеживается прямая взаимосвязь. Тут рождается теория самопожертвования.
Вплоть до своей последней войны т.е. Второй Мировой, японцы гордились тем, как легко они умирают. Китайские солдаты, боящиеся смерти, вызывали у японцев презрение. К сожалению, это стало одним из базовых пунктов теории японского сверхчеловека и японского фашизма, который по количеству жертв сопоставим с германским.
Сегодня соревнование между двумя великими азиатскими народами идет в мирных сферах, и преимущество здесь явно за Китаем. Это видно не только по тому, что китайская экономика по своим показателям роста обошла японскую. Есть и другой показатель: современная элита японского Го с трудом играет против китайских середняков.
Артем Сериков
www.win.ru/subculture/2669.phtml
Есть даже аниме-сериал про го - Хикару и Го (Hikaru no go)
0_0
Уже успел немножко ознакомиться с правилами игры и сделать первые шаги тут
"Игра го: битва интеллектуальных самураев"
И как это я ничего до сих пор не знал об этом?.. вообще не знал!..) Аригатоо Декалог XXI
Го – это не просто игра, а своего рода состязание исторических и цивилизационных стратегий, поле, на котором можно доказать, что твоя концепция успешней остальных. Есть достоверные свидетельства, что стратегия Северного Вьетнама в войне против американцев разрабатывалась в соответствии с мышлением игроков Го. Говорят, что вьетнамцами использовался стиль «Множество бегущих ручейков», который предусматривает «обтекание препятствий»: локальные схватки могут быть проиграны ради того, чтобы одержать тотальную победу.
читать дальше
Го – это не просто игра, а своего рода состязание исторических и цивилизационных стратегий, поле, на котором можно доказать, что твоя концепция успешней остальных. Есть достоверные свидетельства, что стратегия Северного Вьетнама в войне против американцев разрабатывалась в соответствии с мышлением игроков Го. Говорят, что вьетнамцами использовался стиль «Множество бегущих ручейков», который предусматривает «обтекание препятствий»: локальные схватки могут быть проиграны ради того, чтобы одержать тотальную победу.
читать дальше